меню Пенза публикации
Картинная галерея (август 2012)
Начну издалека.
Когда я перешла во второй класс, на семейном совете было решено,
что я уже самостоятельная, бабуле не надо меня пасти, поэтому она
может выйти на работу.
Работать бабуля устроилась смотрительницей в краеведческий музей,
а через некоторое время ее перевели в картинную галерею.
Картинная галерея помещалась в красивом трехэтажном доме
дореволюционной постройки. В нем были широкие лестницы с длинными
маршами и потолки с лепниной, расписанные библейскими сюжетами.
В этом же доме один этаж был отдан художественному училищу, там в
классах стояли мольберты, а на стеллажах чего только не было - гипсовые
головы, разнообразная посуда, восковые фрукты. Глаза разбегались,
хотелось все потрогать.
После школы я приходила к бабуле на работу, в закутке делала уроки и,
конечно же, ходила по залам и глазела на картины. У меня были любимые
картины и не очень. Мрачные голландцы мне не нравились. Картины с
библейскими и другими сюжетами я воспринимала фрагментарно: нравился
купидон или красивое платье на женщине, или даже красиво прорисованный
лист растения.
Экскурсоводов почти не слушала - они говорили много заумных слов, и я
быстро переставала улавливать смысл. Помню, что удивилась, когда мне
объяснили, что толстенький кудрявый с губками бантиком Купидон по
сущности своей ангел. У меня насчет ангелов были совсем другие соображения.
Я когда-то спросила у бабули про ангелов, она мне ответила, что их нет и что они
бесплотны, поэтому в моем воображении ангел выглядел как моль с куриными
крыльями в натуральную величину, только невидимый. "Человека-невидимку"
на тот момент я уже прочитала.
Любила маринистов, нравились пейзажи, особенно пронизанные солнечными
лучами. Как-то вдруг заметила в витрине маленькую акварель Куинджи -
там была радуга над штормящим морем - не могла понять, как такое можно
нарисовать акварельными красками, потому что у меня на школьных уроках
рисования всегда получалась жуткая мазня серо-буро-малинового цвета.

На самой моей любимой картине были нарисованы две хорошенькие девочки
в голубых платьях, я пыталась про них что-то выяснить, мне отвечали, что
это помещичьи дочки, а дальше смотрительницы начинали обмениваться
многозначительными фразами, смысла которых я не понимала. С девочками
была связана какая-то тайна. Только спустя несколько лет я узнала, что Натали
Гончарова после смерти Пушкина вышла замуж за помещика Ланского, а
девочки их внучки. Теткам-смотрительницам было обидно за Пушкина, что
эти девочки могли бы быть его внучками, а вот не сложилось. Осуждали
Натали и тут же, поджав губы, спохватывались, что его-то не вернешь... а ей
надо было как-то жизнь устраивать.
Для меня же в моем девятилетнем возрасте, кроме сказок и стихов, за
словом "Пушкин" еще ничего не стояло.
Кроме картин в галерее стояла старинная мебель и посуда в застекленных горках.
Сидеть на мебели было строго-настрого запрещено, а пальцем потрогать
можно, и то когда нет посетителей, чтобы им тоже не захотелось. Очень
нравился диван, который смешно назывался козеткой. Он был такой изящный,
с гнутыми ножками и спинкой, закруглявшейся вокруг одного торца.
Я представляла, как могу сидеть на нем, вытянув ноги, и чтобы юбка красиво
свисала до самого пола.
Обязательно навещала столешницу, собранную из кусочков поделочных
камней. Столешницу можно было трогать, и я могла долго простоять, разглядывая
прожилки в камнях, сравнивая один кусочек с другим и спрашивая, как камни
называются.
Примерно через полгода бабушку вернули обратно в краеведческий музей,
и мой роман с картинной галереей закончился.

В девяностые годы картинная галерея переселилась в другое здание, потому
что в прежнем здании вместе с училищем было тесно.
При Советской власти это здание стояло за высоким забором, из-за которого
торчал купол со шпилем. Там сидел горком КПСС, и простым смертным было
не проникнуть. Иногда глухие ворота открывались, чтобы пропустить автомобиль,
тогда в просвете можно было увидеть часть здания необычной для среднерусского
города архитектуры.

Здание, в котором сегодня располагается галерея, построено в 1912 году в
стиле модерн для Пензенского отделения Дворянского земельного и Крестьянского
поземельного банков. Автор проекта - академик архитектуры А.И. фон Гоген.

Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого
основана в 1892 г. согласно завещания губернатора Н.Д. Селиверстова.
Он оставил городу свою коллекцию картин и основал фонд для обучения
молодых художников.
Коллекция галереи состоит из произведений искусства XVII—XXI вв. и насчитывает
свыше 12 тысяч единиц хранения. Широко представлено западноевропейское,
русское и советское искусство, а также произведения пензенских художников.

 
Герб Пензы, изобретенный при советской власти. Конечно же, фон Гоген его не
лепил на фронтон, это потом приделали.
Ласточка летит на фоне циферблата Пензенского часового завода и пролетает
над снопами пшеницы. Форма герба в виде щита - с одной стороны дань тому,
что Пенза в средние века охраняла границы Руси, а с другой стороны, что куда
ни плюнь, попадешь в оборонное предприятие.
Предупреждаю, что со светом в галерее плохо. Его мало и он разной цветовой
температуры плюс свет из окон - жуткий коктейль. Я где-то пыталась править,
потом махнула рукой. Картины снимала под углом - не потому что было впадлу
встать напротив ровно посередине, а искала место, где не бликует. Что-то поправила,
потом надоело.
На фото вестибюль, в зеркале отражается гардеробная. С посетителями напряженка.
Я купила билет за 30 рублей и разрешение на съемку за 200 и слышала, как за моей
спиной смотрительницы шушукались и забегали в залы включать люстры, которые из
экономии были выключены.
 
Кони не Клодтовские, а Гийома Кусту "Укротитель коня", 1721 г. Бронза.
Альфред Жакмар, "Лошадь с собачкой", 19 век, бронза.
 
 
 
Часы 18 века "Аполлон на колеснице", французская мастерская, бронза, позолота.
 
 
 
 
Неизвестный художник. Итальянская школа. "Голова Беатриче Ченчи".
Картины Савицкого К.А.
Савицкий К.А.
Савицкий К.А "Крутой спуск", 1900 г.
Савицкий К.А "Инок", 1897 г.
Савицкий К.А "В полдень", 1895 г.
Обстановка кабинета Савицкого К.А. 1844-1905., первого директора Картинной
галереи и Художественного училища.
 
Шишкин И.И "В Крыму"
Суриков В.И. "Убиение язычниками первых христиан на Руси"
Крамской И.Н. "Голова старика крестьянина".
Репин И.Е. "Портрет священника Г.С. Петрова", 1908 г.
Саврасов А.К.
Попов А.Н. "Защита Орлиного гнезда на Шипке орловцами и брянцами 12 августа
1877 года", 1893 г.
Перов В.Г. "Лежащий мальчик"
Суриков В.И. "Сибиряк" 1890 г.
 
Макаров И.К. "Девочки-сестры", 1879 г.
Это они, которые могли бы быть внучками Пушкина :)
Макаров И.К. "Сестры Араповы".
Макаров И.К. "Итальянский разносчик" 1855 г.
 
 
 
Петербургский фарфоровый завод. 19 век
 
Без парадного портрета императрицы никак не обойтись.
Бочаров М.И. "Морской вид", 1846
Флавицкий К.Д. "Княжна Тараканова", 1894 г.
Айвазовский И.К. "Ночь", 1849 г.
Айвазовский И.К. "Приморский город. Вид Ялты", 1866 г.
Коровин К.А. "Восточная фантазия"
Левитан И.И. "Озеро", 1898 г.
Врубель М.А., майолика
А.Тимус "Венера и Купидон"
 
Франция, 18 век, часы настольные
Иванов С.В "Семья", 1906 г.
Юон К.Ф. "Зима. Мостки", 1911 г.
Боголюбов А.А. "Летняя ночь на Северной Двине"
 
"Собака с фазаном", 19 век, бронза
 
 
Та самая столешница со вставками из поделочных камней. 19 век.
 
Горюшкин-Сорокопудов И.С. "Из века в век", 1910 г.
 
Горюшкин-Сорокопудов И.С. этюд к картине
Темно, не разобрать надпись, а на память не помню.
Маковский К.Е. "Девочка с кувшином"
Картины Ярошенко Н.А.
Верещагин В.Н. "В Туркестане" 1870-е.
Калмыков И.Л. "Зимний пейзаж", 1929 г.
Вот так, в общих чертах провела вас по картинной галерее.
Отдельной темой выложу иконы - чудный новодел, все блестит и аж подмигивает.
Еще одна тема - японская выставка кукол в помещении галереи.
 

 
TopList