меню Пенза
Школа № 1 им. В.Г. Белинского (август 2012)

Моя школа...
Много лет прошло, а вспоминается с теплотой.

Хочется много написать, а с чего начать, не знаю. Пожалуй, начну с того,
что на мемориальной доске факты маленько подтасованы.

Действительно, гимназия была основана 14 июня 1786 года как Народное
училище на средства заседателя приказа общественного призрения
подпоручика П.В. Сипягина в соответствии с указом императрицы
Екатерины II от апреля 1786 г, но помещалось училище в другом
здании и на другой улице.
Позже, по указу императора Александра, Народное училище
трансформировалось в гимназию.

В 1848—1851 гг. на Дворянской улице по проекту архитектора П.С. Гессе
было построено здание Пензенского дворянского института.
В институте получили образование писатель В.А. Слепцов,
основоположник отечественной педиатрии Н.Ф. Филатов,
юрист и литератор Н.П. Петерсон, театральный критик А.Н. Баженов.

В 1865 году в это здание перевели гимназию, а дворянский институт
упразднили.
В гиназии учились будущий военачальник М.Н. Тухачевский, писатели
А.Н. Будищев и А.Г. Малышкин, профессора Н.Н. Загоскин и Г.Ф. Дормидонтов,
известные врачи К.Р. Евграфов и Н.А. Щепетильников.

А еще в гимназии учился терорист Каракозов совершивший 4.04.1866 г.
одно из неудачных покушений на императора Александра II.
Происходил из мелкопоместных дворян. Окончил 1-ю Пензенскую мужскую
гимназию в 1860 г. - это из его биографии в Википедии. Судя по году
выпуска, он учился в другом здании, потому что в это время здесь
был дворянский институт.
Когда я училась, Каракозовым было велено гордиться, а теперь он исключен из
списков выдающихся выпускников.

Илья Ульянов окончил Астраханскую гимназию с серебряной медалью
в 1850 г. и физико-математический факультет Казанского университета
в 1854 г. со степенью кандидата математических наук.

По окончании университета И.Н. Ульянов начал работать старшим
учителем математики в Пензенском дворянском институте с заведованием
институтской метеорологической станцией.
В стенах Дворянского института на благотворительном балу И.Н. Ульянов
знакомится с Марией Бланк.
В 1863 году вступает с ней в брак.

Памятник И.Н. и М.А. Ульяновым в Пензе у здания бывшего Дворянского института.
Памятник установили навстречу 100-летия В.И. Ленина в 1970 г., когда
страну лихорадило от подготовки к торжественной дате.
По чьему-то недосмотру на постаменте красовалась надпись:
Илье Николаевичу Ульянову и Марии Александровне Бланк
Впрочем, вскоре надпись таинственно исчезла.
 
Кованое чугунное крыльцо. Красивое. Ступени и плиты выкованы
из переплетенных полос и стерты до зеркальности там, где чаще
всего ходили, то есть в середине у двери. Помню, зимой в сильный
мороз дверь было невозможно открыть, потому что поверхность
крыльца была скользкая, как лед. В младших классах я ждала,
когда кто-нибудь из старших откроет дверь, а потом подросла и
приспособилась открывать, упершись ногой во вторую створку и
всем телом потянув ручку двери на себя.
Надо же, какие смешные подробности вспоминаются :)
Вестибюль. В крайних арках проходы в подвал - там была
раздевалка и мастерские. Что там сейчас - не спросила.
Познакомилась с директором школы Вотяковой Александрой Владиславовной.
Эта милая женщина управляет очень непростым хозяйством. Судя по
увиденному, у нее это получается.
Коридор первого этажа. Слева столовая, справа спортзал.
Я в столовой не ела, там кормили тех, кто оставался на продленку.
Все остальные на большой перемене покупали в буфете выпечку
и дежурный стакан компота из сухофруктов или приносили что-то
перекусить из дома.
Перед входом в столовую стояли не эти красивые умывальники,
а длинное железное корыто с несколькими кранами. Такие корыта
для умывания были в пионерских лагерях, чтобы было понятно.
Умопомрачительно красивый туалет. Когда я начала учиться, туалеты
на этажах выглядели так: цельнобетонированный помост с пятью
очками, и никаких перегородок. В углу две ржавые раковины.
Вот тут не было бы счастья, да несчастье помогло. Кажется, зимой
1966 года случился пожар, сгорел верхний этаж и частично второй.
Школу после пожара ремонтировали около двух лет, и тогда в туалетах
были установлены унитазы, разделенные стеночками.
Классы на время ремонта раскидали по разным школам. От пожара и
до конца года мой класс занимался в 4-й школе, а потом следующий
год в здании 1-й вечерней школы.
Школьный музей. При нас здесь была какая-то унылая хренотень,
помню ржавую винтовку, с которой красные ходили в атаку на белых.

Сейчас содержимое вполне соответствует тому, что должно быть в
школьном музее. Это предметы, связанные с историей школы,
фотографии учителей, чудом сохранившиеся с дореволюционных
времен документы.
Первоначально это помещение было Малым актовым залом
Дворянского института.
Стол и предметы, принадлежавшие И.Н. Ульянову.
Школьная форма. Воротничок и манжеты нужно было в конце недели
отпороть, постирать, накрахмалить, погладить и пришить обратно.
Периодически свежесть воротничка и манжетов проверялась, и
провинившихся стыдили.
Помню, в старших классах девчонки выпендривались и вязали
крючком из белых катушечных ниток очень замысловатые изделия.
Наташка из нашего класса связала воротничок на полспины
и манжеты почти до локтя - все удивлялись, но никто не повторил.
Для торжественных мероприятий существовали белые фартуки,
и чтобы в волосах был белый бант. У кого была стрижка, те цепляли
банты на заколки-невидимки.
Пионерская форма. В ней разрешали ходить, когда становилось
тепло, и в шерстяной школьной форме было жарко. Из-за этого
все стремились поскорей из октябрят стать пионерами, а не потому
что юными ленинцами :)
В годы перестройки и всеобщего бардака по всей стране разрешили
в школу форму не носить. Ничего хорошего из этого не получилось по
многим причинам, которые я разбирать здесь не буду.
Вот форма учащихся этой гимназии. Мне понравилась.
 
Маразм мирно соседствует с учебным пособием. И то, и то уже
стало историческими артефактами.
Стенды с фотографиями учителей и звездная карта учеников - там на
звездах написано имя выпускника, который себя в чем-то проявил
после окончания школы .
Лестница на третий этаж. При нас занавесок не было. Казалось бы,
ерунда, а как нарядно!
Портреты всех директоров школы, писаные маслом.
Чугунные ступени. Сейчас они покрашены черной лаковой краской, но скоро краска
сотрется, и лестница превратится в каток. Можно поскользнуться на верхних ступеньках,
упасть и доехать до самого конца лестницы. Если иметь обувь с кожаной подошвой и
немного потренироваться, то по лестнице можно кататься и не падать.
Как-то раз нашему классу поручили перенести столы из классной комнаты в подвал.
Мы с девчонками вцепились в стол и осторожно потащили его вниз. На втором этаже
остановились передохнуть, радуясь, что никто не поскользнулся и не загремел по лестнице,
увлекая за собой остальных. Вдруг услышали грохот - это наши мальчики перевернули
столы крышкой вниз и запустили своим ходом по лестнице, а кто-то еще и верхом уселся.
Так получалось гораздо быстрее и веселее. Столы перетащили в рекордные сроки.
 
 
 
 
 
Поднявшись по лестнице, оказываешься в рекреации - это помещение
для отдыха. При нас стола посередине не было, все довольно
большое пространство на переменах было в нашем распоряжении.
В младших классах мы там бегали, играли в "ручеек", водили
хороводы. Можно было разбежаться, плюхнуться на живот и проехать
несколько метров - это когда на паркете был свежий, не стершийся лак.
В старших классах мы уже таких безобразий себе не позволяли,
девочки чинно гуляли по двое или по трое и строили глазки мальчикам.
 
А при нас на стенах висели очень неплохие реалистичные картины
современных художников, на которых были нарисованы виды Пензы.
Коридор третьего этажа, в котором была наша классная комната,
по крайней мере последние два года учебы.
Классным руководителем у нас была Титова Лариса Федоровна.
Она преподавала русский и литературу, очень талантливо
преподавала - правила русского языка объясняла так, как плотник-
виртуоз с одного удара заколачивает гвозди в доску. В результате
наш довольно буйный класс на ее уроках сидел тихо и слышал, как мухи
бьются о стекло, не говоря уже о том, что все научились грамотно писать.
Класс (первая дверь слева) был закрыт.
На третьем же этаже, только в другую сторону от рекреации в коридоре развешаны
портреты знаменитостей, посещавших когда-либо гимназию (школу).
 
 
 
Спускаюсь с третьего этажа по другой стороне лестницы. Здравствуйте, Антон Степаныч!
Павленко Антон Степанович - наш директор. На портрете он получился не очень.
На самом деле вполне вменяемый дядька, преподавал нам в старших классах историю.
Преподавал неинтересно, скучно, но и не сильно вредничал, когда ставил оценки.
 
 
Вон там в углу довольно уродливо портят интерьер доски с именами
медалистов. Хорошо бы их куда-нибудь перевесить, да хоть в
рекреацию.
 
Номер 85 - это моя золотая медаль, а номер 87 - золотая медаль
моей подружки Ирки.
 
 
Спустилась на первый этаж в вестибюль. Свет падает так, что
виден узор на чугунных плитах. На каникулах вестибюль и все
лестницы натирали керосином, чтобы не ржавели, потом пару
недель мы нюхали керосин, пока он не выветривался.
Сквер перед школой. Деревья разрослись, и клумбы с цветами
загнулись в их тени. Но так даже симпатичней.
Новая пристройка к школе - меня туда не повели, а попросить я не сообразила.
В пристройке должны быть мастерские. Когда я училась, у девочек с
5 по 8 класс была Тамара Михайловна - необъятных размеров женщина,
преподававшая домоводство. Мальчики в подвале что-то строгали и
пилили. В 9 - 10 классе у девочек была машинопись и делопроизводство,
а у мальчиков радиоэлектроника. В классе машинописи стояли
механические пишущие машинки и нам "ставили удар" - нужно было
ударить по клавише так, чтобы "пробить" закладку в шесть экземпляров.
Ну что сказать? Удар поставили. Я и сейчас по электронной клавиатуре стучу
с грохотом, будто сижу за механической машинкой.
 
Когда становилось тепло, на переменах разрешали выходить во двор.
Иногда во дворе проводились уроки физкультуры, но чаще мы шли
на стадион или в парк.
Много чего можно вспомнить из школьной жизни. Сбор макулатуры
и металлолома, например. Или вырезание снежинок в промышленных
количествах для украшения школы к Новому году. Спонтанная лепка
огромного снеговика у крыльца, если после уроков навалило много снега.
Коллективный уход с уроков в кино с последующим поеданием мороженого
или катанием на колесе обозрения... и возмездие в виде вызова родителей
в школу.
Учеба? А учеба
была обязаловкой среди бурной и насыщенной событиями жизни :)
 

 
TopList