Начну издалека.
Когда я перешла во второй класс, на семейном совете было решено,
что я уже самостоятельная, бабуле не надо меня пасти, поэтому она
может выйти на работу.
Работать бабуля устроилась смотрительницей в краеведческий музей,
а через некоторое время ее перевели в картинную галерею.
Картинная галерея помещалась в красивом трехэтажном доме |
дореволюционной постройки. В нем были широкие лестницы с длинными
маршами и потолки с лепниной, расписанные библейскими сюжетами.
В этом же доме один этаж был отдан художественному училищу, там в
классах стояли мольберты, а на стеллажах чего только не было - гипсовые
головы, разнообразная посуда, восковые фрукты. Глаза разбегались,
хотелось все потрогать.
После школы я приходила к бабуле на работу, в закутке делала уроки и,
конечно же, ходила по залам и глазела на картины. У меня были любимые
картины и не очень. Мрачные голландцы мне не нравились. Картины с
библейскими и другими сюжетами я воспринимала фрагментарно: нравился
купидон или красивое платье на женщине, или даже красиво прорисованный
лист растения.
Экскурсоводов почти не слушала - они говорили много заумных слов, и я
быстро переставала улавливать смысл. Помню, что удивилась, когда мне
объяснили, что толстенький кудрявый с губками бантиком Купидон по
сущности своей ангел. У меня насчет ангелов были совсем другие соображения.
Я когда-то спросила у бабули про ангелов, она мне ответила, что их нет и что они
бесплотны, поэтому в моем воображении ангел выглядел как моль с куриными
крыльями в натуральную величину, только невидимый. "Человека-невидимку"
на тот момент я уже прочитала.
Любила маринистов, нравились пейзажи, особенно пронизанные солнечными
лучами. Как-то вдруг заметила в витрине маленькую акварель Куинджи -
там была радуга над штормящим морем - не могла понять, как такое можно
нарисовать акварельными красками, потому что у меня на школьных уроках
рисования всегда получалась жуткая мазня серо-буро-малинового цвета.
На самой моей любимой картине были нарисованы две хорошенькие девочки
в голубых платьях, я пыталась про них что-то выяснить, мне отвечали, что
это помещичьи дочки, а дальше смотрительницы начинали обмениваться
многозначительными фразами, смысла которых я не понимала. С девочками
была связана какая-то тайна. Только спустя несколько лет я узнала, что Натали
Гончарова после смерти Пушкина вышла замуж за помещика Ланского, а
девочки их внучки. Теткам-смотрительницам было обидно за Пушкина, что
эти девочки могли бы быть его внучками, а вот не сложилось. Осуждали
Натали и тут же, поджав губы, спохватывались, что его-то не вернешь... а ей
надо было как-то жизнь устраивать.
Для меня же в моем девятилетнем возрасте, кроме сказок и стихов, за
словом "Пушкин" еще ничего не стояло.
Кроме картин в галерее стояла старинная мебель и посуда в застекленных горках.
Сидеть на мебели было строго-настрого запрещено, а пальцем потрогать
можно, и то когда нет посетителей, чтобы им тоже не захотелось. Очень
нравился диван, который смешно назывался козеткой. Он был такой изящный,
с гнутыми ножками и спинкой, закруглявшейся вокруг одного торца.
Я представляла, как могу сидеть на нем, вытянув ноги, и чтобы юбка красиво
свисала до самого пола.
Обязательно навещала столешницу, собранную из кусочков поделочных
камней. Столешницу можно было трогать, и я могла долго простоять, разглядывая
прожилки в камнях, сравнивая один кусочек с другим и спрашивая, как камни
называются.
Примерно через полгода бабушку вернули обратно в
краеведческий музей,
и мой роман
с картинной галереей закончился.
|
В девяностые годы картинная галерея переселилась в другое здание, потому
что в прежнем здании вместе с училищем было тесно.
При Советской власти это здание стояло за высоким забором, из-за которого
торчал купол со шпилем. Там сидел горком КПСС, и простым смертным было
не проникнуть.
Иногда глухие ворота открывались, чтобы пропустить автомобиль,
тогда в просвете можно было увидеть часть здания необычной для среднерусского
города архитектуры.
Здание, в котором сегодня располагается галерея, построено в 1912 году в
стиле модерн для Пензенского отделения Дворянского земельного и Крестьянского
поземельного банков. Автор проекта - академик архитектуры А.И. фон Гоген.
Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого
основана в 1892 г. согласно завещания губернатора Н.Д. Селиверстова.
Он оставил городу свою коллекцию картин и основал фонд для обучения
молодых художников.
Коллекция галереи состоит из произведений искусства XVII—XXI вв. и насчитывает
свыше 12 тысяч единиц хранения. Широко представлено западноевропейское,
русское и советское искусство, а также произведения пензенских художников. |
|
|
|
Герб Пензы, изобретенный при советской власти. Конечно же, фон Гоген его не
лепил на фронтон, это потом приделали.
Ласточка летит на фоне циферблата Пензенского часового завода и пролетает
над снопами пшеницы. Форма герба в виде щита - с одной стороны дань тому,
что Пенза в средние века охраняла границы Руси, а с другой стороны, что куда
ни плюнь, попадешь в оборонное предприятие. |
|
Предупреждаю, что со светом в галерее плохо. Его мало и он разной цветовой
температуры плюс свет из окон - жуткий коктейль. Я где-то пыталась править,
потом махнула рукой. Картины снимала под углом - не потому что было впадлу
встать напротив ровно посередине, а искала место, где не бликует. Что-то поправила,
потом надоело.
На фото вестибюль, в зеркале отражается гардеробная. С посетителями напряженка.
Я купила билет за 30 рублей и разрешение на съемку за 200 и слышала, как за моей
спиной смотрительницы шушукались и забегали в залы включать люстры, которые из
экономии были выключены.
|
|
|
|
Кони не Клодтовские, а Гийома Кусту "Укротитель коня", 1721 г. Бронза. |
|
Альфред Жакмар, "Лошадь с собачкой", 19 век, бронза. |
|
|
|
|
|
|
|
Часы 18 века "Аполлон на колеснице", французская мастерская, бронза, позолота. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неизвестный художник. Итальянская школа. "Голова Беатриче Ченчи". |
|
Картины Савицкого К.А. |
|
Савицкий К.А. |
|
Савицкий К.А "Крутой спуск", 1900 г. |
|
Савицкий К.А "Инок", 1897 г. |
|
Савицкий К.А "В полдень", 1895 г. |
|
Обстановка кабинета Савицкого К.А. 1844-1905., первого директора Картинной
галереи и Художественного училища. |
|
|
|
Шишкин И.И "В Крыму" |
|
Суриков В.И. "Убиение язычниками первых христиан на Руси" |
|
Крамской И.Н. "Голова старика крестьянина". |
|
Репин И.Е. "Портрет священника Г.С. Петрова", 1908 г. |
|
Саврасов А.К. |
|
Попов А.Н. "Защита Орлиного гнезда на Шипке орловцами и брянцами 12 августа
1877 года", 1893 г. |
|
Перов В.Г. "Лежащий мальчик" |
|
Суриков В.И. "Сибиряк" 1890 г. |
|
|
|
Макаров И.К. "Девочки-сестры", 1879 г.
Это они, которые могли бы быть внучками Пушкина :) |
|
Макаров И.К. "Сестры Араповы". |
|
Макаров И.К. "Итальянский разносчик" 1855 г. |
|
|
|
|
|
|
|
Петербургский фарфоровый завод. 19 век |
|
|
|
Без парадного портрета императрицы никак не обойтись. |
|
Бочаров М.И. "Морской вид", 1846 |
|
Флавицкий К.Д. "Княжна Тараканова", 1894 г. |
|
Айвазовский И.К. "Ночь", 1849 г. |
|
Айвазовский И.К. "Приморский город. Вид Ялты", 1866 г. |
|
Коровин К.А. "Восточная фантазия" |
|
Левитан И.И. "Озеро", 1898 г. |
|
Врубель М.А., майолика |
|
А.Тимус "Венера и Купидон" |
|
|
|
Франция, 18 век, часы настольные |
|
Иванов С.В "Семья", 1906 г.
Юон К.Ф. "Зима. Мостки", 1911 г. |
|
Боголюбов А.А. "Летняя ночь на Северной Двине" |
|
|
|
"Собака с фазаном", 19 век, бронза |
|
|
|
|
|
Та самая столешница со вставками из поделочных камней. 19 век. |
|
|
|
Горюшкин-Сорокопудов И.С. "Из века в век", 1910 г. |
|
|
|
Горюшкин-Сорокопудов И.С. этюд к картине |
|
Темно, не разобрать надпись, а на память не помню. |
|
Маковский К.Е. "Девочка с кувшином" |
|
Картины Ярошенко Н.А. |
|
Верещагин В.Н. "В Туркестане" 1870-е. |
|
Калмыков И.Л. "Зимний пейзаж", 1929 г. |
|
Вот так, в общих чертах провела вас по картинной галерее.
Отдельной темой выложу иконы - чудный новодел, все блестит и аж подмигивает.
Еще одна тема - японская выставка кукол в помещении галереи. |
|
|
|
|