Я еще застала старую автостанцию, которая располагалась на площади вперемежку с рыночными
рядами. Выйдя из автобуса летом 1991 года, получила шок: палящее солнце, истошные крики продавцов
(балабайт мешуга), прилавки с фруктами, овощами, обувью, одеждой, дохлой рыбой, рулящие между
этим автобусы и уворачивающиеся от них тачки с товаром, мусор почти по колено.
Судорожный отсчет: моя остановка в третьем ряду около прилавка с виноградом - не забыть,
не перепутать, не заблудиться.
В 1963 году архитектор Арье Пильц представил проект новой гигантской станции в стиле брутализм -
это чтобы сразу прямиком попасть в Книгу Рекордов Гиннеса. В проекте также участвовали архитекторы
Рам Карми, Цви Комт и Яэль Ротшильд. Строительство было начато 14 декабря 1967 года.
Место для строительства выбрали, мягко говоря, странное - рядом с действующей станцией в середине
старого района с узкими улицами. Жители района Неве Шеанан неоднократно протестовали, но кого
мнение
простых людей когда-либо интересовало?
Из-за войны Судного Дня стройка была заморожена на несколько лет.
Строительство возобновили в 1983 г, добавив к проекту еще один этаж.
Торжественное открытие состоялось 18 августа 1993.
Площадь Центрального автовокзала составляет более 200 000 кв. метров, вбухали туда 80 000 тонн
бетона и таки несколько лет красовались на первой строчке в Книге Рекордов Гиннеса.
Автостанция получина название "белый слон". Белый слон - редкостное животное, владеть которым
престижно, но содержать дорого, а прогнать жалко.
Проект был утопически-феерический: приехав на автостанцию, люди пройдутся по магазинам, перекусят
в кафе или ресторане, посетят кинотеатр и только после этого отправятся по делам. Или наоборот.
Вишенкой на торте является атомное бомбоубежище на 17 тысяч человек. Неужели никто из
проектировщиков не подумал о том, что до бомбоубежища нужно успеть добраться вовремя, а то
потом уже бесполезно?
В январе 2012 владельцы станции объявили о её банкротстве. Как-то я упустила, какой юридический статус у
автостанции на сегодня.
Есть планы развалять нафиг (это будет стоить дорого) или переделать в культурный центр (тоже дорого),
а автобусы куда-нибудь вывести. Ну, поживем-увидим.
Так выглядит фасад вдоль улицы Левински.
Чтобы не заблудиться в утробе этого монстра, нужно запомнить:
- вход и выход на улицу с 4 уровня. Там же находится большинство магазинов;
- междугородные автобусы отправляются с 6 и 7 уровня;
- все междугородные автобусы приезжают на 6 уровень;
- овощной базар на 3,5 этаже;
- на 3 есть немного магазинов;
- 0 уровень - атомное бомбоубежище, 1 и 2 заброшены. |
|
Подошли к месту встречи |
|
Наш гид Марк Изиксон. Он показывает нам план района, куда встроили автостанцию.
Вот та часть внизу, которая в форме меноры. Очевидно, район проектировали на заре
существования Израиля романтики сионизма |
|
Окружающий автостанцию баухаус |
|
Внедряемся со входа на углу Левински/ Цемах Давид на 4 уровень |
|
Артефакты ушедшей эпохи. Некоторые в рабочем состоянии. Говорят, что где-то можно купить карточку, чтобы позвонить |
|
|
|
Если перед автоматами свернуть налево, то попадаешь на таиландский рынок. Там можно
перекусить некошерными морскими гадами и купить разные диковины.
Momordica charantia (в просторечии: горькая дыня; горькое яблоко; горькая тыква) - тропическая и
субтропическая лиана семейства тыквенных, широко выращиваемая в Азии, Африке и Африке.
Момордику нужно вымачивать, а потом готовить |
|
|
|
Баклажанчики |
|
Красные бананы выращивают в странах Южной и Центральной Америки, на Ямайке и Коста-Рике.
Широкого распространения красные бананы на сегодняшний день не имеют. Причина этому – нежная
и хрупкая структура плода, усложняющая транспортировку.
Купила попробовать - действительно, вкусные и более нежные. Лежали дома неделю, пока дозрели. |
|
Спаржевая фасоль, Вигна китайская, или Коровий горох (лат. Vīgna unguiculata) |
|
Баклажанчики |
|
и это баклажанчики, хотя хочется назвать их сперматозоидами :) |
|
тоже какая-то фигня, ее тушат как приправу к мясу. Во, мне Ольга подсказала: это бамия |
|
наверное, тоже баклажанчики |
|
Отошли от рынка, кажется это третий уровень, хотя там черт ногу сломит. Где-то есть лифты, где-то эскалаторы, лестницы и пандусы. Незаметно можно оказаться где попало. |
|
Спускаемся какими-то переходами, проходим закрытый второй уровень. Вроде бы там должна быть автостоянка и вроде бы она частично работает |
|
|
|
|
|
Первый уровень. Сюда некоторое время прибывали автобусы, потом это безобразие прекратили
из-за выхлопных газов.
Еще здесь есть заброшенный кинотеатр с шестью залами - мы не видели, поверили на слово. |
|
Остались указатели и табло для автобусов |
|
|
|
|
|
Пустые помещения - они предназначались для магазинов. |
|
|
|
Спустились на нулевой уровень |
|
|
|
Туалетов не видели, наверное закрыты. А вот писсуары попадались. Интересно, что они новенькие и чистенькие на фоне всеобщей заброшенности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стоим внутри атомного бомбоубежища. Если недайбог что случится, и сюда спустятся люди, то
долго не протянут, особенно если гикнется вентиляция. |
|
|
|
Запасной выход. Интересно, через него реально можно куда-то вылезти? Мы не проверяли, но все же... |
|
|
|
Проход к лифтам |
|
|
|
|
|
Поднялись на 5 этаж. Здесь практически все закрыто. Снимала сверху магазины на 4 этаже |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Это еще не все! Про музей идиша и выставку граффити будет отдельно |
|
|
|
|