Хагит: Как удалось связать гимн и танец живота? С чего все началось?
Эрик: А началось все с того, что я провел свое собственное исследование закона о гимнах. Вообще-то
я люблю копаться в архивах, и когда начал заниматься анимацией, то стал изучать и музыкальные архивы.
Я начал прослушивать многочисленные вариации исполнения «Ха-Тиквы». Началось все со слов – со
стихотворного текста, написанного в 1878 году Нафтали Герцем Имбером, к которому потом «приклеилась»
народная молдавская мелодия. А позже, к ужасу сионистского руководства, эта песня стала национальным
гимном.
Хагит: А что именно вызвало недовольство руководства?
Эрик: То, что эта мелодия изначально была песней румынских погонщиков волов, хотя говорят, что эта
мелодия была известна и ранее – в Италии, в Шотландии, в Украине. Нафтали Герц Имбер написал
стихотворение «Наша надежда» в 9 строфах. А затем появился выходец из Молдавии Шмуэль ха-Коэн и
достаточно случайно спел слова «Ха-Тиквы» на мелодию песни погонщиков волов.
Мое исследование переносит выставку в параллельный нарратив, который очень занимает меня – это связь
между искусством и законом. В какой степени государство может контролировать творческий процесс?
Пример с нашим гимном очень показателен: государство взяло произведение искусства – слова и мелодию –
и дало им свою трактовку, превратив в гимн. С этого момента государство пытается навязать правила
поведения, диктуя что можно и чего нельзя делать – в том числе и через гимн.
Очень интересно, как зрители реагируют на эти варианты – им явно неуютно слышать наш гимн в
непривычных трактовках. Есть ритмические, есть радостные адаптации и исполнения, сильно
отличающиеся от привычной нам «Ха-Тиквы».
В своих поисках я наткнулся на выступление некого месье Коэна в 1932 году в Тунисе, записанное на
старой граммофонной пластинке.
Саундтрек для анимации, которую я показываю на выставке – это оригинальная запись тунисского
исполнителя, который изначально пел все девять куплетов «Ха-Тиквы» в восточном стиле в
сопровождении оркестра.
В Тунисе не бывало музыкантов в синагогах – так что это была песня, которую исполняли на
семейных торжествах. Я смонтировал четыре куплета и инструментальное сопровождение в одну
пьесу и представил все это в виде анимации.
Полностью интервью здесь - тыц! |