Вышли из каменоломни Соломона и проходим мимо монастыря Сент
Этьен. Напротив монастыря Шхемские ворота Старого Города, за ними
арабский рынок, который выплескивается наружу.
Под предводительством Миши стали внедряться в город, продираясь
через весь этот срач.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шхемские (Дамасские) ворота. |
|
Вошли в город и сразу же свернули с рынка в переулок. |
|
Миша попросил нас не растягиваться, чтобы мы не потерялись. |
|
|
|
|
|
|
|
Это арабская пекарня. |
|
Опять арабский базар (их в Старом городе три штуки плюс один
армянский и один еврейский). Впереди виднеется крест Францисканцев.
|
|
|
|
|
|
|
|
Повернули еще пару раз и вышли на задворки Храма Гроба Господня.
Исторически сложилось, что это знатный гадюшник, в котором бок о бок
и на голове друг у друга сосуществуют представители греческой
ортодоксальной церкви, армяне, копты, марониты - у всех свое
понимание того, как оно должно быть. Периодически они скандалят и
устраивают драки, а разнимают их евреи-полицейские.
Ключи от гадюшника хранятся в арабской семье, представитель
которой каждый вечер строит представителей церквей и запирает
главный вход. Как-то раз мы имели удовольствие это наблюдать. |
|
Бельишко, развешенное с видом на Храм Гроба Господня. |
|
Проходим под аркой и оказываемся на крыше Храма, которая частично
является территорией коптского монастыря и Патриархата. |
|
|
|
Внедряемся в коптскую церковь, там есть неприметная дверь, за
которой обнаруживается лестница вниз. Согнувшись пополам, спускаемся
метров на 10 и видим огромную естественную каверну, частично
заполненную водой. Это дождевая вода, просачивающаяся сквозь
меловые породы, на которых стоит Иерусалим.
Раньше воду
использовали, сейчас брезгуют.
|
|
Коптский монастырь. |
|
За забором видна церковь Рудимер, в которой мы с Иркой мирно
дрыхли на концерте органной музыки. |
|
Коптский монастырь. |
|
|
|
Чей-то купол со странным крестом - это тоже часть Храма Гроба Господня. |
|
Вот он крупнее. |
|
Крест над главным куполом - под ним часовня, построенная над
пещерой, где похоронили Христа и откуда он вознесся. Туда же
на Пасху снисходит благодатный огонь. |
|
Прошли через уже другую коптскую церковь, спустились по лестнице
и попали во двор Храма со стороны Голгофы. Сразу же увидели вот
такое чудное явление. |
|
Капители колонн у главного входа. |
|
Снято от главного входа. Голгофа справа. |
|
Голгофа. |
|
Распятие над тем самым местом, где стоял крест. Под распятием
построен мраморный прилавок, а под прилавком дырка, в которую
можно просунуть руку и прикоснуться к собственно Голгофе. Прилавок,
очевидно, для того, чтобы к дырке подползать на четвереньках. |
|
Светильник на Голгофе. |
|
Наш экскурсовод Миша переговорил с монахом и сказал, чтобы мы
быстро зашли в библиотеку (для туристов ее не открывают),
сфотографировали шпагу и шпоры и так же быстро вышли, что и было
проделано. Подозреваю, что это причиндалы какого-то известного
крестоносца.
ремарка от Иры:
Это меч и шпора короля Бодуэна Иерусалимского. Их купили у арабов-
христиан в Бейт Лехеме. Миша сказал, что они действительно
датируются 13 веком и до крестносцев такого оружия не было в
этом районе. |
|
Лампады над мироточащим камнем. |
|
Вышли из Храма и попали на очередной арабский базар. На этом
базаре торгуют арабы-христиане и ведут себя вполне вменяемо. |
|
Это взгляд назад. |
|
Боковые ворота церкви Рудимер. |
|
Этот участок, более известный как Александровское подворье, знают
все библеисты и специалисты по истории христианства. Перед
закладкой на этом месте фундамента для постройки церкви Св.
Александра Невского в 1883 г. на средства ИППО и по инициативе
архимандрита Антонина были проведены археологические раскопки.
Объектом научных изысканий стала территория, расположенная
между Храмом Гроба Господня и иерусалимской базарной площадью.
В результате раскопок были найдены остатки Константиновой
базилики и второй иерусалимской стены, построенной во времена
пророка Неемии в середине V в. до н. э. Были также обнаружены
древнеримская городская дорога и Порог судных врат, через который,
согласно библейскому преданию, Иисус Христос шел на распятие к
Голгофе. (цитата взята отсюда) |
|
Опять пошли за Мишей, куда-то повернули, спустились, поднялись и
оказались на крышах арабского рынка. |
|
Здесь находится ешива и живут три чокнутые еврейские семьи.
Естественно, религиозные. |
|
|
|
Вид с крыши на Русскую свечу (колокольня Иоанна Крестителя).
На ближнем плане купол мечети Кипат Села. |
|
|
|
Вот религиозные шастают по крыше. Тут еще и синагога есть. |
|
Рудимер в центре. |
|
Опять идем переулками по арабской части города. |
|
Арабские девчонки. |
|
Снова базар. Миша все время что-то рассказывал, в основном
про крестоносцев, ну и об остальном по ходу дела. Просто я его
не слышала.
ремарка от Иры:
Здания на этих улицах построены во времена крестоносцев.
И тогда в них были лавки, и тогда здесь был базар. |
|
Вышли в еврейский квартал. Достроена синагога Хурба, которая
долго была живописной руиной. По-моему, зря достраивали, руины
выглядели симпатичней. Где-то у меня должны быть фотографии...
С синагогой связана какая-то душераздирающая история, и не одна.
ремарка от Иры:
Синагогу начали строить лет так 100 назад и не достроили из-за нехватки
денег. Ашкеназская община была крайне нищей и вся в долгах. Так Хурва
и получила своё имя – "развалина".История, связанная с ней, - это история
обороны еврейского квартала во время войны за Независимость 1948
года. Хурву оборонял отряд из 40 человек против нескольких тысяч
иорданцев. Среди этих 40 был 10-летний мальчик, 80-летний старик. В
конце концов евреи сдались. Иорданцы, увидев число защитников Хурвы,
были пороажены их упорством и стойкостью.
Как известно, израильтянам не удалось удержать Еврейский Квартал
Старого города, и до 1967 года и победы в Шестидневной войне он
оставался в руках Иордании. Хурва – символ израильского духа и отваги. |
|
Рядом стоит минарет. Когда-то давно я была на экскурсии и слышала
историю о том, что мальчик из хорошей и богатой еврейской семьи
полюбил арабскую девушку. Любовь была настолько сильной, что он
согласился перейти в мусульманскую веру ради того, чтобы жениться.
Как водится, в таком случае евреи проклинают вероотступника, но
еврейская мама сказала: сыночек, не ходи к ним молиться, вот я тебе
построю мечеть рядом с домом.
Миша рассказал нам совершенно другую историю про эту мечеть.
По-моему, это как раз тот случай, когда "не надо портить хороший
рассказ фактами" |
|
Вышли из еврейского квартала через Сионские ворота и прошли
мимо вот этого (ну не знаю, как оно называется!) к горнице Тайной
Вечери. |
|
По дороге попался царь Давид. Он тут сидит недавно, это подарок
какого-то нового русского.
Со статуей связана следующая история: когда был готов макет, новый
русский повез его из Москвы в Иерусалим, чтобы показать. В багаж
сдавать не стал, купил ему билет, но что-то в аэропорту пошло наперекосяк.
В результате вылет несколько задержали, потому что диктор несколько
раз приглашал явиться на посадку Давида Мелах (царь), а он не
являлся.
ремарка от Иры:
Скульптура явно неудачная. Как Миша её назвал – "обкуренный Садко
какой-то". |
|
Вышли из Горницы Тайной Вечери и наткнулись на очередной
артефакт. Это Скрижали Завета. 10 заповедей, в которых заповедано,
что "не" с глаголом пишется раздельно.
Уже стемнело, Миша продолжал что-то рассказывать, но в голову это
уже не попадало. |
|
Наконец-то мы начали отползать в сторону армянского ресторана, но это
отдельный рассказ.
|
|
|