Яркий образец брутальной архитектуры, построен в Беэр Шеве в 60-е годы
по проекту архитектора Дова Карми.
Дов Карми родился в 1905 году в Одессе, изучал архитектуру в Бельгии,
в 1957 г. удостоен Государственной премии Израиля за проект
административного корпуса Еврейского университета, Гиват Рам,
в Иерусалиме.
Брутализм и необрутализм - направление (стиль) в архитектуре периода
1950-1970- годов. Одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма.
Термин «брутализм» употреблен первоначально английскими архитекторами
Элисон и Питером Смитсонами в их теоретических записках и статьях.
Происходит термин от французского «béton brut» — «необработанный (чистый)
бетон».
Это выражение, с помощью которого Ле Корбюзье описывал технологию
обработки наружных поверхностей здания, примененную им во многих постройках
послевоенного периода.
Программным для направления является отказ от декоративных приемов,
скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов: стали,
железобетона, кирпича, стекла.
Формы подобной архитектуры подчёркнуто грубы, но вместе с тем совершенны
в своей откровенности.
Поверхности строительных материалов не декорируются,
экспонированы в их естественном виде - «честность материалов» и чистота линий.
При этом архитектоника сооружения напрямую зависит от используемого
материала. Можно сказать, что при таком подходе материал ведёт за собой
архитектора.
Ле Корбюзье вполне может считаться духовным отцом брутализма и
необрутализма.
Многие из архитекторов-сторонников этого направления придерживались взглядов,
близких социал-реформаторству, выделяя среди достоинств бруталистской
архитектуры не только дешевизну строительства (особенно актуальную в первые
послевоенные годы), но и безоговорочную антибуржуазность этого стиля.
|
Однако, вернемся к нашим баранам.
Здание называется "Центр Негева", в настоящем времени пребывает в
упадке.
Это очень интересный проект - первое в Израиле специально
спроектированное
здание, в котором сочетаются помещения для парикмахерской,
прачечной, детского садика,
магазинов и кафе на первом (земляном) этаже,
помещения для офисов на втором этаже и двухэтажные квартиры на 3-4 этажах.
Плюс, как завещал Корбюзье, общественное пространство на крыше.
Утопический город будущего должен будет состоять из таких модулей, максимально
приспособленных для удобной жизни. В теории все было замечательно для
абстрактной человеко-единицы, которой в утопии предназначено было быть винтиком
большого механизма. Только живая человеко-единица намного сложней, поэтому
социалисты-утописты оказались в реальности близки ну разве что к военному
коммунизму.
|
|
Предполагалось, что здание можно будет продлить, поэтому торец, обращенный к Сороке,
выглядит таким образом. |
|
Другой торец выглядит намного лучше - он архитектурно закончен. |
|
|
|
Слева на фото перпендикулярная пристройка, она изначально существовала в проекте.
Там раньше был супер, а сегодня отделение банка Леуми. |
|
Зайдем внутрь здания. Над вторым этажом нависают галереи, на
которые выходят двери квартир - это третий этаж. |
|
В середине лестница на второй этаж и далее. Несколько лет назад
жильцы скинулись и купили маленький лифт - по законам брутализма
такая роскошь не была предусмотрена. |
|
Лифт закрыт на кодовый замок и передвигается медленно и печально, ногами получается быстрей. |
|
Вид изнутри на другой выход из здания. |
|
Здесь тоже лестница, ведущая к квартирам на третий этаж |
|
Многие помещения стоят закрытыми. |
|
Несколько кафе выживают только за счет студентов университета, летом часть кафе
закрывается. |
|
Большая редкость по нынешним временам - телефон-автомат. Здесь
сохранился. |
|
|
|
Днем внутреннее пространство освещается естественным светом через отверстия в крыше. |
|
|
|
Внутри отверстия видно маленькое окошко - это окно спальни, которая находится на
4-м этаже. |
|
Везде видны отпечатки в бетоне досок от опалубки. Честный материал
и чистая линия - заповеди брутализма. |
|
Так выглядит третий этаж - который с квартирами |
|
Лестница на крышу, где спланировано коллективное пространство.
В реальности там сушат белье |
|
|
|
|
|
Хозяйка одной из квартир любезно разрешила поснимать внутри.
Квартиры в этом пассаже трех разных планировок, это пример одной
из них. Метраж квартиры небольшой - около 80 метров на двух уровнях.
Салон занимает всю ширину квартиры, за спиной небольшой коридор
от входной двери и кухня. Слева лестница на второй этаж. |
|
Обратная точка съемки. |
|
Кухня маленькая, все очень компактно. |
|
Тот кусок кухни, который не влез в предыдущую фотографию. Часть стены (слева сверху)
открыта на лестницу. Справа прямо просматривается салон |
|
|
|
Взгляд с лестницы на кухню |
|
Спальня. Слева кусочек окна, про которое я рассказывала раньше.
Дверь ведет в небольшую кладовку типа глубокого стенного шкафа. |
|
|
|
Маленькая комната, которую пристроили, закрыв кухню потолком. |
|
Еще одна комната, символически разделенная стенкой, - спальня сыновей.
Старший сын окончил художественный колледж, хорошо рисует. |
|
|
|
Портрет Карла Маркса Любавического ребе |
|
|
|
Просторный балкон |
|
|
|
Вид на район далет. Про общественное пространство на крыше я забыла, да и уже стемнело.
Там ничего особенного не происходит - в основном жильцы вывешивают стирку. |
|
Спускаюсь в салон |
|
Работы сына |
|
|
|
|
|
Дизайн салона - тоже он |
|
Вот такая интересная экскурсия получилась. Спасибо хозяевам. |
|
Вечером после захода солнца, когда закрыты конторы и нет ни одной
живой души, заходить внутрь жутковато. |
|
|
|
|
|