Начну с того, что королевская чета Фердинанд и Изабелла под нажимом инквизиции приняли в 1492 году
Эдикт об изгнании. Эдикт предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо креститься, либо
покинуть страну.
Евреи, которые не хотели уезжать, принимали крещение и получили прозвище марраны (свиньи), другие
бежали в Португалию (где спустя 4 года повторилась та же история), Османскую империю, в северную Африку.
Часть из крестившихся евреев тайно продолжала исповедовать иудаизм. С точки зрения Инквизиции такие
люди были религиозными клятвопреступниками и подлежали суду и сожжению на костре.
В этой обстановке в семье богатых марранов в Лиссабоне в 1510 году родилась Беатриче де Луна. Когда
Беатриче достигла двенадцати лет (возраст совершеннолетия по еврейской традиции), она узнала от родителей
правду: она еврейка, и ее еврейское имя – Хана Наси.
В восемнадцать лет она вышла замуж за Франциско Мендес Беништа, такого же тайного иудея, процветающего
банкира и владельца огромного флота. В двадцать шесть лет Беатриче овдовела. Вместе с младшим братом
покойного мужа она успешно управляла предприятиями семьи, и богатство ее росло.
Беатриче и Диего Мендес содействовали созданию в Европе подпольной сети, которая помогала марранам
сбежать от инквизиции. Беатриче удалось перевести свое состояние в Антверпен и уехать с дочерью из Лиссабона.
По тем временам она была очень богатой женщиной, богаче некоторых монархов. Диего Мендес женился
на сестре Беатриче, но перед смертью завещал основное богатство не жене, а Беатриче. Очевидно, полагал,
что жена дура. Так и случилось - сестра донесла на Беатриче инквизиции, которая арестовала Беатриче,
ее дочь и за компанию дуру-сестру.
Освобождению доны Беатриче способствовал ее племянник Йосеф, успевший стать влиятельным советником
турецкого султана. После освобождения дона Беатриче поселилась в Ферраре (Италия).
Герцогом Феррары ей было пожаловано покровительство и право открыто придерживаться еврейского
вероисповедания.
Беатриче продолжала помогать евреям. Она выкупала пленных, давала приют бездомным и издала Тору на
языке ладино. Именно тогда она получила прозвание «Грация» – милостивая. В ее честь была выпущена медаль
с ее профилем и подписью: «Грация Наси».
В 1553 году дона Грация по приглашению турецкого султана переехала в Стамбул и выдала свою дочь замуж
за племянника, того самого, который освободил их из тюрьмы. Он тоже вернулся к иудаизму и звался теперь
дон Йосеф Наси. В Стамбуле дона Грация построила несколько синагог, школ а также больницу.
Дона Грация решила помочь марранам Португалии и Испании, которые были готовы ехать в Землю Израиля.
В результате ходатайства при дворе султана ей было дано право выкупить и отстроить для евреев город Тверию.
Сама дона Грация мечтала построить дом в Тверии и поселиться там окончательно. Но не судьба: в возрасте
59 лет она умерла и была похоронена в Стамбуле.
Так получилось, что в новейшей истории имя Доны Грации было известно только узкому кругу историков.
Навстречу Миллениуму некий предприниматель решил построить в Тверии кеньон (универмаг). Поскольку
обстановка в стране сложилась хреновая, то на Миллениум туристов было мало. Предприниматель успел
назвать кеньон "Дона Грация", вслепую ткнув пальцем в список предложенных названий. Потом здание
было продано семье Амсалем, которая владела туристическим бюро и гостиницей. Здание "Дона Грация"
было решено тоже переоборудовать в гостиницу.
Случилось так, что известный историк Цвика Схайк оказался в Тверии, увидел здание гостиницы "Дона Грация",
но никто, включая директора, не мог ответить, кто это. Цвика дошел до владельца туристической фирмы
Якова Амсалема и рассказал ему о Доне Грации. |