Туринская плащаница (апрель 2019)

Выставка Туринской плащаницы под названием «Кто этот человек на плащанице?» находится
в постоянной экспозиции в центре Нотр-Дам в Иерусалиме и является бесплатной.
На ней есть копия плащаницы, предполагаемое положение человека, завернутого в нее, и другие
предметы, относящиеся к распятию Иисуса.
Сначала я пыталась об этой длинной запутанной истории что-то рассказать своими словами,
а потом наткнулась на хороший текст, который сюда перепечатаю. Это чистый детектив!
Лонгрид, но интересный.

Профессор, протоиерей Глеб Каледа. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа

В течение нескольких веков в соборе итальянского города Турина хранится большое полотно
длиною 4,3 м, шириною 1,1 м. На его желтовато-белом фоне выступают расплывчатые пятна
коричневых тонов - издали в расположении этих пятен вырисовываются неясные очертания
человеческой фигуры и мужского лица с бородой и с длинными волосами.
Предание гласит, что это Плащаница Самого Иисуса Христа. Для западноевропейского обывателя
второй половины XIV в. она появилась "неизвестно откуда" в местечке Лирей под Парижем, в
имении графа Жоффруа де Шарни. Смерть графа скрыла тайну ее появления во Франции.

В 1375 г. она была выставлена в местной церкви как истинная Плащаница Христова. Это
привлекло в храм множество паломников. Тогда же возникли сомнения в ее подлинности.
Местный епископ Анри де Пуатье порицал настоятеля храма за выставление ее как подлинной
Плащаницы Христовой. Его преемник, Пьер д'Арси, получил от папы Климента VII разрешение
выставлять Плащаницу как обычную икону, но не как истинную погребальную пелену Спасителя. 

Хотя в разных городах показывались подложные плащаницы, но только эта воспринималась
массовым народным сознанием как истинная. Она трижды горела и чудом сохранилась.
Чтобы отчистить от копоти и убедиться в ее ненарисованности, ее несколько раз варили в масле,
стирали, - изображение оставалось. 

В 1578 г. престарелый архиепископ Милана Карл Борромео, причисленный католической церковью
к лику святых, пошел зимой из Милана в Шамбери на поклонение Святой Плащанице. Чтобы
избавить старца от перехода через зимние Альпы, Плащаницу вынесли ему навстречу.
Встреча произошла в Турине, в соборе св. Иоанна Крестителя, где она по благословению владыки
и покоится в настоящее время. 

В 1898 г. в Париже проходила международная выставка. религиозного искусства. На нее привезли
и Плащаницу из Турина, представив ее как плохо сохранившееся творение древних христианских
художников. Плащаницу повесили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили
сфотографировать. 28 мая арехолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка.
Один негатив оказался испорченным, а другой, размером 60x50 см, вечером того же дня он
опустил в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявлялся позитивный фотографический
портрет Христа Спасителя - Лик с неземным выражением красоты и благородства.

Секондо Пиа воспринял явление Христа на фотографической пластинке как чудо. В благоговении
он просидел перед явившимся ему Образом всю ночь: "Христос пришел к нам в дом". В ту памятную
ночь он отчетливо понял, что Плащаница нерукотворна, что ни один художник древности, не имея
никаких представлений о негативе, не мог бы ее нарисовать, сделав по существу почти невидимый
негатив. 

Позже Туринскую плащаницу многократно снимали в раз­личных лучах спектра от рентгеновского
до инфракрасного излучения. Изучением ее занимались криминалисты, судеб­но-медицинские
эксперты, врачи, искусствоведы, историки, химики, физики, ботаники, палеоботаники, нумизматы.
Со­зывались международные синдологические конгрессы (от слова sindone, что значит плащаница). 

Всеобщим для ученых разных взглядов и национальностей стало убеждение, что Туринская
плащаница нерукотворна, не является произведением художника и несет на себе при­знаки глубокой
древности. Придирчивые криминалисты не нашли на Плащанице ничего, что опровергало бы
евангель­ский рассказ о страданиях, крестной смерти, погребении и воскресении Христа;
исследования ее лишь дополняют и уточнят повествования четырех евангелистов. 

И вот во время этого нарастающего триумфа, в конце 1988 г. появилось сенсационное сообщение:
по данным радиоугле­родного метода возраст Туринской плащаницы всего 600-730 лет, то есть
датировать ее следует не началом христианской эры, а средневековьем - 1260-1390 гг. 

Многие с облегчением и злорадством вздохнули: "Миф рас­сеялся". Хотя неоднократно доказывалось,
что Плащаница нерукотворная, снова появились попытки приписать ее кис­ти Леонардо да Винчи
или какого-то другого великого ху­дожника. (Авторы таких заметок в популярных журналах не
задумываются над тем, как мог художник средневековья написать образ в виде негатива, когда еще
не было никаких представлений о фотографии?)

В связи с радиоуглеродной датировкой встают вопросы: 1) яв­ляются ли исходные аналитические
данные и проведенные по ним расчеты корректными; 2) как результаты последних соотносятся со
всеми остальными данными, прямо или кос­венно относящимися к проблеме происхождения и
возраста Туринской плащаницы. 

Первым фактом, однозначно говорящим в пользу древнего ближневосточного происхождения
Плащаницы, является са­ма ткань - это льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1. Та­кие ткани
изготовлялись на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии в течение II—I вв. до Р.Х. и до
конца I в. по Р.Х. и пол­учили название "Дамаск". В более ранние и поздние времена они неизвестны.
Кроме льна, в составе ткани обнаружено несколько волокон хлопка переднеазиатского вида. 

Принимая радиоуглеродные расчеты возраста Плащаницы и ее позднехристианское европейское
происхождение, мы обязаны объяснить, откуда и как появилась в XIII-XIV вв. ткань, сделанная
способом, утраченным более тысячи лет назад. Каким же научным потенциалом должны были
обладать "мистификаторы" средних веков, чтобы предусмотреть все эти детали, включая даже
использование нитей хлопчатника, произрастающего только в Передней Азии. 

В пользу древнего возраста Плащаницы свидетельствуют отпечатки монет, которыми были
покрыты глаза Покойного. Это очень редкая монета, "лепта Пилата", чеканившаяся только около
30-го г. по Р.Х, на которой надпись "император Тиберий" (TIBEPIOY KAICAPOC) сделана с
ошибкой: CAICAPOC. Монеты с такой ошибкой не были известны ну­мизматам до публикации
фотографий Туринской плащани­цы. Лишь после этого в разных коллекциях обнаружено пять
подобных монет. "Лепта Пилата" датирует наиболее древнюю возможную дату погребения -
30-е гг. по Р.Х. Не­возможно предположить, чтобы фальсификаторы средних веков сообразили
(да и физически могли) для изготовления подлога использовать редкие монеты I в. с редчайшими
ошибками. 

Противники древнего происхождения Плащаницы обычно апеллируют к якобы отсутствию
каких-либо достоверных исторических упоминаний о Плащанице до 1351 г., когда она была
выставлена в храме местечка Лирей. Однако в Визан­тии в отличие от Западной Европы о ней
хорошо знали и относились к ней как к величайшей святыне. Об этом свиде­тельствуют
многочисленные исторические документы. 

В древней мозарабской литургии, восходящей, по преданию, к святому апостолу Иакову, брату
Господню, говорится: "Петр и Иоанн поспешили вместе ко гробу и увидели на пе­ленах ясные
следы, оставленные Тем, Кто умер и воскрес".
По преданию, Плащаница какое-то время хранилась у свя­того апостола Петра, а затем передавалась
от ученика к ученику.
Тут были ссылки на многочисленные свидетельства, где видели Плащаницу, я их пропускаю.
После исчезновения Плащаницы из Константинополя ее ис­тория полна событиями. То она
оказывалась в безвестности, то появлялась неизвестно откуда; ее похищали, она неодно­кратно
горела. Все перипетии ее судьбы в настоящее время подробно прослежены историками.
(Хронологическую таблицу истории Туринской плащаницы с 30-х гг. I в. до синдологической
конференции в 1977 г. в Альбукерке (США) дает в своей большой работе Дж. Вильсон). 

Таким образом, на основании всей совокупности данных, возраст Туринской пла­щаницы
датируется очень четко: от 30 до 100 г. по Р.Х, и ближневосточное ее происхождение не может
вызывать со­мнений. Этому противоречат лишь данные расчетов ее воз­раста по радиоуглеродному
анализу. 

Тут я опять пропускаю большой кусок с рассуждениями о сути  ралиоуглеродного анализа.
К расчетам возраста по радиоуглеродному методу надо относиться очень осторожно, обязательно
сопоставляя полученные результаты с другими данными. Выше были сформулированы граничные
условия применимости радиоизотопной хронологии. Рассмотрим, насколько они соблюдаются
применительно к Туринской плащанице, учитывая ее историю.

Физик Дж.Картер высказал предположение, что изображение на Плащанице есть результат ее
радиоактивного облучения телом покойного. Экспериментами ему удалось получить подобные
отпечатки на полотне. Вопрос чем вызвана радиоактивность Плащаницы? Была высказана гипотеза,
что она обусловлена Воскресением Христа, которое сопровождалось какими-то ядерными процессами.
В результате указанных процессов Христос воскрес в новую плоть: он стал проходить сквозь
"двери затворенные", чего не делал ранее, и т.п. В пользу этого предположения говорит и тот факт,
что невидимое на Плащанице простым глазом становится видимым на фотографиях.

Если действительно Воскресение Христово сопровождалось какими-то ядерными реакциями,
то изотопные соотношения Плащаницы должны быть нарушены в сторону значительного увеличения
содержания С14, то есть при попытке датировать ее радиоуглеродным методом ошибка в сторону
резкого "омоложения" возраста неизбежна. При таком предположении возникновение изображения
и резкое обогащение ткани указанным изотопом является следствием одной и той же причины -
Воскресения. 

Как установила судебно-медицинская экспертиза Плащаницы, на теле умершего было множество
прижизненных кровоточащих ран от тернового венца, от избиения бичами и палкой, а также
посмертные излияния от прободения копьем, которое пронзило, по мнению врачей, плевру, легкое
и повредило сердце. Кроме того, имеются следы излияния крови в момент снятия с креста и
положения Пречистого тела на Плащаницу. 

Христа много били. Били палками по голове, перебили переносицу. Изучая Плащаницу, ученые
сумели определить даже толщину палки, повредившей Страдальцу нос. Благодаря судебно-медицинской
экспертизе мы знаем о мучениях Иисуса Христа даже больше и детальнее, чем о них рассказано в
Евангелии. 
Кончив избиение, на Иисуса Христа положили тяжелый крест и приказали нести его на место
предстоящего распятия - Голгофу.
Плащаница запечатлела глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Христа. Христос,
физически измученный и обессиленный, неоднократно падал под тяжестью Своей ноши. При падении
было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла Его по спине и ногам. Следы этих падений и
ударов запечатлены, по свидетельству экспертизы, на ткани Плащаницы.

Криминалисты и медики обратили внимание на то, что тело Распятого отделилось от всех кровяных
сгустков, от всех затвердений сукровицы и околосердечной жидкости, не потревожив ни одного из
них. А каждый врач, каждая медицинская сестра знают, как трудно отделяются бинты от присохших
ран. Христос же вышел из Плащаницы, не развернув ее. Он вышел из нее так же, как после
Воскресения проходил сквозь закрытые двери. 

Как могло произойти исчезновение тела из Плащаницы без ее разворачивания и отрыва израненного
тела от ткани? Именно этот факт-вопрос заставил атеиста вольнодумца профессора сравнительной
анатомии И.Деляже и атеиста профессора хирургии П.Барбье поверить во Христа и сделаться
апологетами и проповедниками Плащаницы. Далее довольно длинный список ученых, уверовавших
в Воскресение.

Вот тут я остановлюсь, потому что все равно никто этого не прочитает :)

 Нотр Дам Джерусалем. Про историю этого здания я уже много раз писала. 
 
 Вход на экспозицию с торца здания. При входе лежит бревно оливы. Зачем? - не знаю
 Леня нам рассказывает примерно то, что написано выше.
 «Оплакивание Христа», или «Ватиканская Пьета», — творение выдающегося художника эпохи
Возрождения, скульптора Микеланджело Буонарроти. 1499 г.
 
 Тело мужчины в плащанице - скульптор Luigi E. Mattel
 
 
 
 Копия плащаницы
 

 
 
 
 
 Макет погребальной пещеры
 Состава пыльцы, собранной с ткани Туринской плащаницы и изученной ботаником фреем, выступившим
с докладом в Альбукерке в 1977 г, подтверждает пребывание Святой Плащаницы в Палестине и переносы
ее в Византию и Европу. В составе пыльцы преобладают либо собственно палестинские формы, либо
встречающийся кроме окрестно­стей Иерусалима и в соседних странах (39 видов из 49). Евро­пейские
формы представлены единичными видами. Выводы Фрея хорошо согласуются с историческими сведениями
о перемещении Плащаницы. Соответствующие карты опубли­кованы в научных изданиях.
 
 
 

 
TopList