Гарри Реканати собрал большую коллекцию скульптур Сальвадора Дали. Поскольку Дали не стеснялся делать копии своих работ и продавал их как оригиналы, то здесь все работы подлинные, только небольших размеров. Единорог и Космический слон довольно большие, остальные скульптуры запрятаны в
витрины, поэтому блики и неважное качество фото. |
|
Единорог - мифическое существо, известное в легендах как символ чистоты. Считается, что рог
единорога способен нейтрализовать любой яд. В некоторых легендах единорог был символом
мужественности. Дали решил изобразить единорога в виде фаллической фигуры, рог которой
проникает в каменную стену через отверстие в форме сердца, из которого медленно падает капля
крови. Обнаженная лежащая женщина, вытянувшаяся у копыт животного, подчеркивает чувственность
этой скульптуры. |
|
Космический слон олицетворяет символ, родившийся в 1946 году, когда художник написал одну
из своих самых известных картин «Искушение святого Антония». Дали создал образ слона в
египетской пустыне, несущего обелиск, символ присутствия и прогресса технологий в современном
мире. Четыре слона стоят на пауках, как ноги желания, и предлагают искусство, красоту, силу,
удовольствие и знания. В этой скульптуре, основанной на изображениях слонов на картине,
слона поддерживают почти невидимые веретенообразные ноги, подчеркивая контраст между
прочностью и хрупкостью и противопоставляя идею невесомости структуре. Это фантастически
сюрреалистическое существо, движущееся сквозь пространство к небу, символизирует полет
фантазии в завораживающую и сюрреалистичную вселенную. |
|
«Венера Милосская с ящиками» - знаменитейшая из выдумок Дали, она
вызывает яркие образы Потаенной Женственности, Закрытости, Тайны.
Удастся ли их открыть? Ящичек к сердцу - левая грудь. Правая грудь-ящик - память?
Ящик, скрывающий солнечное сплетение. Ящик, в котором хранится тайна зачатия,
роста новой жизни, тайна плодородия - пустота, готовая принять семя.
Маленький ящичек в голове Венеры — там кроются самые непостижимые тайны
женской интуиции, логики, странно устроенной памяти. Там живут загадки женской
души, ее сны, мечты и надежды.
А в самом нижнем ящике - что хранится там? Можно попробовать открыть и посмотреть
все ящики один за одним. Но не будет ли это похоже на обыск?
Первая Венера с ящиками-тайнами была создана Сальвадором Дали в 1936 году.
Видимо, идея открытия тайн женской сексуальности и притягательности не исчезла,
и в 1973 году Дали создает еще одну Венеру, Venus à la Giraffe, в образе которой
произошли интересные изменения. |
|
«Поклонение Терпсихоре» Муза танца в интерпретации Дали создает два
зеркальных образа: мягкая фигура противопоставляется твердой и застывшей.
Отсутствие черт лица подчеркивает символическое звучание композиции.
Танцовщица с плавными классическими формами представляет Грацию и
бессознательное, в то время как угловатая, кубистская вторая фигура говорит
о постоянно растущем и хаотичном ритме жизни. |
|
К своему самому известному образу, мягким часам, Дали возвращался в
нескольких работах, среди которых «Постоянство памяти» 1931 года и
«Мягкие часы» 1954 года.
«Тающие» часы высотой становятся символом вездесущности времени и
его властью над людьми, неизбежности его движения только в одном направлении.
Время царствует как над искусством, так и над реальностью. |
|
Woman Aflame / женщина в огне. Эта скульптура объединяет две навязчивые
идеи Дали: огонь и женскую фигуру с ящиками. Кажется, что пламя живет
своей собственной жизнью и представляет скрытую интенсивность бессознательного
желания, в то время как ящики представляют собой тайну скрытых секретов.
Эта красивая безликая женщина символизирует всех женщин. |
|
|
|
|
|
|
|
Скульптура «Памяти Ньютона» Сальвадора Дали
Эта необычная композиция посвящена великому учёному и силе тяжести, которую он
открыл. Своей скульптурой Дали постарался прославить Ньютона и его открытие,
которое повлияло на дальнейшее развитие науки и расширило понимание законов физики.
В композиции знаменитого скульптора пластическая подвижная человеческая фигура
уравновешена осью маятника, что является символом незыблемости силы всемирного
тяготения.
Важным элементом скульптуры является яблоко, падение которого, как утверждает предание,
и натолкнуло Ньютона на великое открытие. Дали же расширил значение фрукта, соединив
воедино яблоко Ньютона и то, что послужило соблазном для Адама и Евы. Отверстие в теле
фигуры скульптуры символизирует открытость и чистосердечность, а в голове –
восприимчивость и объективность.
Существуют восемь оригиналов этой работы. Среди них крупные статуи на улицах
Фигейроса, Мадрида, Сингапура, Жироны и небольшие скульптуры, выставленные в музеях. |
|
|
|
Скульптура отлита по восковой модели созданной Сальвадором Дали в 70-е годы
по мотивам собственной картины «Девушка с головой из роз» написанной в 1937 году.
На картине были изображены две изящные девушки во время создания свадебного
платья. Наряд не был завершен, а падающая ткань с одной из рук модели
трансформировалась в мужские руки, которые тянут за собой девушку, чья голова
без лица и волос, представляет собой букет пышных роз, так автор придает этой
девушке большего изящества. |
|
Символы вечного и проходящего объединены в работе «Космическая Венера».
В основе скульптуры лежит классическая форма античной статуи, которая дополнена
деталями. Первая деталь – стекающие с шеи часы призваны напоминают нам о том,
что красота временна. Муравьи служат напоминанием о человеческой смертности и
непостоянстве. Золотое яйцо олицетворяет жизнь, возрождение, воскрешение и будущее. |
|
|
|
|
|
"Космический Носорог" Эта скульптура изображает носорога, шествующего
на тонких длинных ногах через космическое пространство, и несущего на себе
обелиск, символизирующий технический прогресс. Мощное тело на тонких
ногах символизирует контраст между незыблемостью Прошлого и хрупкостью
Настоящего. |
|
«Дань моде» Отношения Дали с высокой модой завязались в 1930-е годы
благодаря работе с Коко Шанель, Эльзой Скиапарелли и журналом Vogue и
продолжались всю его жизнь. Голову Венеры, застывшей в позе супермодели,
украшают розы — символ невинности. Ее лицо лишено черт, что позволяет
поклоннику воображать такое лицо, какое он пожелает. Он «денди» и стоит
перед ней на одном колене. |
|
Один из любимых образов художника - пластичные, текучие часы.
Подобных скульптур у Дали несколько. Профиль времени - самая известная из
всех. Феномен времени - особенно важен для художников сюрреализма,
воспринимающих время, как непременный атрибут всех своих сюжетов,
загадочных, сложных и неясных.
Быстротечность, иллюзорность и неуловимость времени - предмет пристального
внимания автора. |
|
Surrealist piano / Сюрреалистическое фортепиано - один из главных иконоборческих
символов Дали. Художник решил преобразить банальные деревянные ножки пианино,
заменив их танцующими женскими ножками, создав таким образом живой, веселый
инструмент, который может не только танцевать, но и играть. Дали часто стирал границы
между реальным и сюрреалистическим мирами, беря инертный и безжизненный объект,
и взмахом своей волшебной сюрреалистической палочки создавал совершенно новое
фантасмагорическое событие. |
|
«Улитка и ангел» |
|
«Улитка и ангел» Скульптура отсылает ко встрече художника с Зигмундом
Фрейдом, которого он считал своим духовным отцом. Психоаналитические
идеи, повлиявшие на Дали на ранних этапах развития сюрреализма, нашли
отражение во многих произведениях.
В скульптуре «Улитка и Ангел» улитка представлена символом медленного
течения времени, ход которого не в силах ускорить даже ангел; в руках его
костыль – символ бессилия. Спиральная ракушка улитки символизирует
бесконечность времени. |
|
Космический слон |
|
Скульптура была создана Сальвадором Дали в так называемый «израильский период»
его творчества 1948-1980гг. В этот период Дали создал целую серию работ разного
характера (картины, литографии, скульптуры) в знак уважения к еврейскому народу.
В основу дизайна положена смесь сюрреализма и реализма. Семисвечник напоминает кряжестое дерево с корнями уходящими в скалистое основание, на котором нанесены
надписи на иврите, что пересекается с библейским образом меноры. На стволе дерева
просматривается образ Моисея и шестиугольная Звезда Давида.
Одним из украшений аэропорта имени Бен-Гуриона в Израиле является «Менора Мира»
Сальвадора Дали. Эта 5-ти метровая скульптура была установлена на выходе из
аэропорта в 1998 г. |
|
Женщина-жираф или «Венера а ля жираф» |
|
Женщина-жираф или «Венера а ля жираф» Использование гибридного существа
актуально для Дали. Это позволяет показать интерпретирующую силу снов в
символических рамках. В конечном счете, эта Венера а ля Жираф привлекает
своей асимметричной конфигурацией и ассоциацией сюрреализма и классического
античного периода. Безмятежная и изящная голова классической безрукой статуи
Венеры помещена на длинную прямую шею жирафа. Пятнистая и элегантно одетая
Венера удивительно украшена открытым ящиком, который непропорционально
выступает от ее тела, поддерживаемвй костылем.
Жирафоподобная шея и длинный выдвинуиый ящик, как ни парадоксально,
придают скульптуре классический вид, равновесие, создающее атмосферу баланса
и гармонии. Таким образом, Дали преуспел в воссоздании и пересмотре классической
формы искусства и произвел поразительную новую версию красоты. |
|
Минотавр - один из наиболее широко представленных мифологических
персонажей в истории искусства, выражающий сублимацию инстинктивных
импульсов. Дали разработал обложку для парижского сюрреалистического
журнала Minotaur в 1936 году. Позже он решил использовать свой
параноидально-критический метод на объекте в форме животного в позе модели. |
|
Angel triumphant / Ангел-триумфатор. Настолько легкие, что преодолевают
земное притяжение, ангелы являются лирическим выражением мира снов и
фантазий Дали. Однажды Дали сказал: «Нет ничего более вдохновляющего,
чем идея ангела»! С конца 1940-х годов, когда художник начал вплетать в
свои работы религиозные темы, ангелы часто появляются в его творчестве.
В этой скульптуре ангел трубит божественную музыку, расправляя крылья,
запрокинув голову, посылая свое ликующее послание всем, кто будет его слушать. |
|
В скульптуре Dance of time / Танец времени Дали объединяет концепцию времени
с танцем, иллюстрирует часы / танец, застывшие в 12:30, и заявляет о своей
глубокой тоске и одержимости концепцией пространства-времени, которую
Альберт Эйнштейн показал в своей «Теории относительности». |
|
Dance of time / Танец времени |
|
Dance of time / Танец времени |
|
|
|
Dance of time / Танец времени |
|
|
|
Зоотропный манекен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Персей. В этом случае автор обращается к мифологии, причем, использует для образца известную
статую Челлини. В скульптуре великого сюрреалиста Персей изображен схематично, детали не
проработаны. Лицо полностью отсутствует. Голова Горгоны также весьма схематична. По своему
содержанию работа представляет собой трактовку содержания мифа. Герой убил Горгону,
уничтожающую взглядом, только потому, что сам сумел избавиться от лица, самого уязвимого места. |
|
|
|
Лошадь под седлом времени. Эта Лошадь оседлана седлом в виде знаменитых тающих часов.
Ее предназначение служить времени, которое безудержно скачет вперед."Образ наполнен экспрессией,
вечным безостановочным движением, первородной свободой и неподвластностью человеку". |
|
Космический слон |
|
|
|
|
|
|