Было очень интересно и познавательно, параллельно назревало удивление, каким образом довольно большое количество здоровых половозрелых мужчин могут заниматься разнообразной херней и при этом быть довольными жизнью. Женщины нам не попадались. Очевидно, они пахали дома по хозяйству. Кфар-Хабад - религиозное поселение хасидов Хабада в Израиле. Было основано в 1949 году по
инициативе 6-го любавичского ребе. Находится в Центральном округе Израиля, включает
сельскохозяйственные угодья, а также многочисленные религиозные учебные заведения. |
|
Копия дома Любавичского ребе в Нью Йорке. Я не спросила, сколько таких домов построено
по всему миру, но на лестнице висят фотографии десятка домов. Подозреваю, что их
гораздо больше |
|
|
|
С нами был рав Даниэль. Он показывает фото дома в Нью Йорке и фото этого дома. Интерьеры
оформлены так же. |
|
|
|
|
|
Дальше отойти было некуда, поэтому фасад целиком не влез |
|
Синагога на первом этаже. Мужики при деле |
|
Кабинет Любавичского ребе |
|
|
|
|
|
Библиотека |
|
Любавический Ребе, рабби Менахем-Мендел Шнеерсон (1902-1994), считается наиболее феноменальным
еврейским духовным лидером и мыслителем современной эпохи.
Родился 11 Нисана 5662 года (18 апреля 1902) в городе Николаеве.
Знаменитый родственник отца Любавичский Ребе рабби Рашаб снабдил родителей ребенка серией указаний.
Например, мать совершала ритуальные омовения рук "нетилат ядаим" перед каждым кормлением младенца.
Когда Менахему-Мендлу было пять лет, родители вынуждены были забрать его из хедера в связи с его
необычайными успехами в учебе и нанять ему учителей для индивидуальных занятий.
Его интересовала не только Тора, но и светские науки. Отец разрешил ему изучать науки в свободное от
изучения Торы время, которое занимало у него 18 часов в день. Тем не менее маленький Менахем-Мендл
в течение шести месяцев экстерном закончил местную гимназию, получив золотую медаль и
государственный аттестат. (Эту инфу я взяла с сайта хабадников и плохо себе представляю изучение
Торы в течение 18 часов, а потом подготовку к сдаче экзаменов в светской школе)
В 1923 году молодой человек отправился в Ростов познакомиться с рабби Иосефом-Ицхоком Шнеерсоном,
шестым Любавичским Ребе. В 1927 году вместе с семьей Ребе он покинул Россию, а в 1929-м в Варшаве
женился на дочери Ребе Хае-Мусе. Из Варшавы молодожены переехали в Берлин.
Учеба в берлинском университете до 1933 года. С приходом в Германии к власти нацистов студент Шнеерсон
покинул Гейдельбергский университет, где он изучал математику и философию.
В 1933 году супруги переехали из Германии во Францию, в Париж. Учеба продолжалась в Сорбонне, на
факультете судостроения, здесь он и получил диплом.
В 1941 году после серии приключений чете Шнеерсонов удалось бежать из оккупированной Франции в США.
В Америке рабби Менахем-Мендл некоторое время работал на военной базе, принимал участие в
конструировании подводных лодок. Секретарь Ребе рассказывает, что до конца жизни Ребе получал
причитающиеся ему выплаты за нововведения в области судостроения.
После смерти в 1950 году шестого Любавичского Ребе рабби Иосефа-Ицхока Шнеерсона встал вопрос
о его преемнике.
Будущий Ребе был категорически против предложения занять место тестя. Он даже как-то в сердцах
сказал досаждающим ему хасидам, что вынужден будет уехать в неизвестном направлении, чтобы
избавиться от "абсурдных предложений". Но за год его уболтали, вынудили, поставили перед фактом.
Так человечество потеряло ученого и мыслителя, а приобрело сомнительного пророка, которого
некоторые альтернативно одаренные товарищи называли "мессией".
За время своего руководства рабби Менахему-Мендлу Шнеерсону удалось приблизить к еврейству
больше людей, чем всем религиозным руководителям нынешнего поколения вместе взятым.
Его методы были новаторскими, ранее невиданными в еврейских организациях. Ребе использовал
технологии, прессу, общественное влияние, чтобы добиться того, чего он добился. Обескровленное,
казалось, умирающее хасидское движение превратилось в мощную силу, влияние которой ощущают
миллионы людей.
Ребе построил невиданную сеть филиалов Хабада во всем мире. Тысячи его последователей разъехались
во все уголки земли, и, как выразился один из раввинов: "Куда бы вы ни приехали, вы встретите
две вещи - кока-колу и Хабад. И даже там, где нет кока-колы, есть Хабад". |
|
В ящике накапливаются записки, адресованные Любавичскому ребе. Их переправляют в Нью Йорк и доставляют ребе на могилку. Как это выглядит технически, нам не рассказали, но, наверное, что-то придумали, иначе могилка была бы засыпана макулатурой из всех отделений Хабада. |
|
|
|
|
|
|
|
На лестнице висят фотографии филиалов Хабада в разных странах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поднялись в библиотеку, здесь нам показали фильм. Ребе был офигенно харизматичный человек и
была у него фишка - дарить доллар. Показывают, как подходит к нему человек (наверное, знакомый
миллионер), ребе дарит ему доллар и говорит: "Ты пожертвуешь полмиллиона какой-то
организации в Израиле, но это только первый взнос". |
|
|
|
|
|
|
|
Вид из окна на поселок |
|
|
|
|
|
Слет посланников Хабада в Нью Йорке. По одной только России их шлялось 700 |
|
Рав Даниэль - софер СТаМ (слово СТаМ — аббревиатура: С - СеферТора, Т - тфилин, М - мезуза),
то есть, сертифицированный переписчик святых текстов. |
|
В мезузе находится свернутый в трубочку текст молитвы. Напечатанный в типографии не котируется - святости в нем мало. Нужно чтобы был написан переписчиком. Писание занимает 1.5-2 часа. Нельзя делать ошибки и исправлять нельзя. Сразу в специальную мусорку для святых тектов. Потом их где-то хоронят. Была рассказана душераздирающая история, что у одного богатого мужика сгорел дом. Когда проводили
расследование, - проводка, газ - это глупости по сравнению с тем, что в мезузе нашли ошибку.
|
|
Это тоже для мезузы, только очень большой. Заказал олигарх, но переписчик сделал ошибку, поэтому нам показывают как демонстрационное пособие. |
|
|
|
|
|
|
|
Два свитка Торы. Даниэль держит ашкеназскую, которая прячется в чехол. Борис держит сефардскую - она в круглом футляре. |
|
Демонстрируется шкура умершего козла. Подчеркнуто, что умершего, а не убиенного. У хабадников есть ферма. |
|
Это уже выделанная шкура - пергамент, на котором пишут Тору. Если делают ошибку, то можно исправить, срезав часть слоя. Или поменять весь кусок.
До начала XIX века не существовало предписаний относительно числа страниц или колонок, а затем
установили стандарт - 248 колонок по 42 строки каждая. Слова запрещается разбивать переносом. |
|
Для написания текстов нужно приготовить чернила.
Железистые чернила (так же железо-галловые чернила) представляют собой красно-чёрные или
коричнево-чёрные чернила изготовленные из сульфата железа и танинов полученных из галлов
«чернильные орешки». Обычно они появляются ближе к осени на нижней поверхности дубовых
листьев. |
|
Даниэль раздолбал пару орешков, насыпал сульфат железа, налил воды и добавил порошок какого-то растения в качестве загустителя. Поставил настаиваться. |
|
|
|
Хотел нам показать, как он пишет книгу, но не смог сосредоточиться и тогда предложил написать имена желающих. Типа сувенир на память |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Написал "Татьяна". Такой шрифт используется для написания святых текстов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|