Одна из трёх самых известных частных коллекций часов в мире представлена в Музее исламского
искусства в Иерусалиме.
Эта уникальная коллекция, насчитывающая более 200 редчайших экспонатов, была собрана сэром
Дэвидом Лайонелем Саломонсом (1851–1925) — английским общественным деятелем, писателем,
адвокатом и страстным энтузиастом науки и техники.
Его дочь, Вера Брайс Саломонс, подарила семейную коллекцию музею, который она же и основала.
Открытие состоялось в 1974 году.
Сэр Дэвид Саломонс, еврей по происхождению, был не только борцом за гражданские права евреев
Великобритании, но и выдающимся коллекционером, увлечённым часовым искусством. Его интерес
был сосредоточен на сложнейших технических решениях мастеров XVIII–XIX веков — эпохи расцвета
механики и миниатюрных технологий. В коллекции представлены карманные и настольные часы,
«каретные» и переносные модели, часы с самозаводом, хронометры.
Особое внимание привлекают так называемые «механические игрушки» — музыкальные шкатулки,
инкрустированные эмалью, золотом и бриллиантами, с миниатюрными механизмами и движущимися
фигурами. Среди них — знаменитые коробочки с поющими птицами, которые оживают при нажатии
на крошечную кнопку.
Жемчужиной собрания является уникальный набор из 55 произведений гения часового дела
Абрахама-Луи Бреге (1747–1823), швейцарца по происхождению, большую часть жизни работавшего в
Париже. Саломонс писал: «Носить карманные часы Бреге — всё равно что носить ум гения в собственном
кармане». Бреге прославился своими инновациями: он усовершенствовал автоматические механизмы,
придал часам утончённый дизайн и сделал их не просто инструментом измерения времени, а предметом эстетического и технического восхищения.
Его клиентами были европейские монархи, аристократы и знатные вельможи. Одной из самых известных
работ мастера стали часы, заказанные для королевы Франции Марии-Антуанетты — и они также входят
в состав коллекции музея.
Кроме произведений Бреге, коллекция включает работы других мастеров.
Увидеть часы Марии Антуанетты нам не удалось - они были отправлены на гастроли в Лондон. |
 |
Утром 17 апреля 1983 года сотрудники музея обнаружили, что 106 уникальных экспонатов — редчайшие
часы и механизмы из коллекции сэра Дэвида Саломонса — исчезли. Кража произошла в ночь на воскресенье.
Ущерб оценивался в миллионы долларов. Полиция немедленно начала расследование.
Однако у следствия не оказалось ни улик, ни свидетелей. Предположения о международной преступной
группировке не подтвердились, и дело вскоре зашло в тупик.
На долгие годы украденные предметы были признаны безвозвратно утраченными. Спустя более двадцати
лет, в августе 2006 года, в музей позвонил торговец антиквариатом из Тель-Авива. Он сообщил, что к нему
обратились с просьбой оценить антикварные часы, которые, по его мнению, входили в похищенную
коллекцию.
Вскоре поступил звонок от израильского адвоката, представлявшего женщину, получившую после смерти
мужа крупное наследство — коллекцию старинных часов. В результате переговоров в музей были возвращены
39 предметов, включая знаменитые часы, созданные для Марии-Антуанетты.
Расследование, возобновлённое полицией, установило: кражу совершил Нааман Диллер — опытный вор,
действовавший в одиночку. В ночь на 17 апреля он проник в музей, нейтрализовал системы безопасности
и похитил более сотни экспонатов. Часы он спрятал в банковских ячейках и сейфах в США, Европе и Израиле.
Перед смертью в 2004 году он рассказал жене о преступлении, фактически передав ей украденную коллекцию.
Два года спустя вдова попыталась продать часы, оставшись инкогнито. Именно эта попытка и стала ключом к
раскрытию дела: антиквар, к которому она обратилась, узнал в часах знаменитую коллекцию и сообщил в музей.
На протяжении трёх лет сотрудники музея под руководством часового мастера Бориса Сенекова восстанавливали
повреждённые и разобранные экспонаты. Используя оригинальную документацию сэра Саломонса, им удалось
вернуть коллекции первоначальный облик. В июле 2009 года коллекция вновь была представлена публике —
как символ победы над временем, преступлением и забвением. |
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
Как скучно жилось в 19 веке без интернета и телевидения! Это музыкальная шкатулка |
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
В этой шкатулке можно менять музыку |
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
|
|
|
|