публикация
Брутальная архитектура Беэр Шевы (январь 2014)

Оказывается, практически вся Беэр Шева построена в стиле брутализма
и необрутализма. Это я узнала на экскурсии, которую проводила амута
архитекторов-бруталистов - вот здесь ссылка на их сайт.

До экскурсии, честно говоря, я думала, что слово "брутальный" применительно
к архитектуре не более, чем эпитет, а оказалось, что это стиль, основоположником
которого был французский архитектор Ле Корбюзье.
Вот что нарыла в интернете:

Брутализм и необрутализм - направление (стиль) в архитектуре периода
1950-1970- годов. Одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма.

Термин «брутализм» употреблен первоначально английскими архитекторами
Элисон и Питером Смитсонами в их теоретических записках и статьях.
Происходит термин от французского «béton brut» — «необработанный (чистый)
бетон».
Это выражение, с помощью которого Ле Корбюзье описывал технологию
обработки наружных поверхностей здания, примененную им во многих постройках
послевоенного периода
.

Программным для направления является отказ от декоративных приемов,
скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов: стали,
железобетона, кирпича, стекла.
Формы подобной архитектуры подчёркнуто грубы, но вместе с тем совершенны
в своей откровенности. Поверхности строительных материалов не декорируются,
экспонированы в их естественном виде - «честность материалов»  и чистота линий.

При этом архитектоника сооружения напрямую зависит от используемого
материала. Можно сказать, что при таком подходе материал ведёт за собой
архитектора.

Ле Корбюзье вполне может считаться духовным отцом брутализма и
необрутализма.
Многие из архитекторов-сторонников этого направления придерживались взглядов,
близких социал-реформаторству, выделяя среди достоинств бруталистской
архитектуры не только дешевизну строительства (особенно актуальную в первые
послевоенные годы), но и безоговорочную антибуржуазность этого стиля.

Симпатичный архитектор-бруталист Омри рассказывает о застройке Беэр Шевы.
Исторически сложилось так, что массовая застройка совпала с расцветом
брутализма в Европе, и что немаловажно, дешевый бетон можно было
производить на месте.
Мы собрались в мерказе Гешер и пошли по улице Яэлим. Первый же
дом рядом с мерказом посторойки 60-х годов называется "корбузан"
в честь сами догадайтесь кого.
Ле Корбюзье строил многоквартирные дома с железобетонными
навесиками на крыше, чтобы крыша использовалась как общее пространство
для жильцов подъезда. Правда, он под навесиками планировал бассейны,
парки и детские площадки, а здесь вот только навесик.
Я вспомнила, как когда-то мне одна женщина рассказывала, что она
жила в таком доме. У них были дружные соседи, и все дни рождения и
праздники всем подъездом справляли под навесиком на крыше.
Вытаскивали на крышу столы, ставили мангалы и веселились с песнями
и плясками.
 
Поворачиваем на улицу Гамаль. По всей длине квартала стоит еще один
многоподъездный "корбузан".
Это он же
и это он же с другого конца. Форма навесиков различается.
Поворачиваем на улицу Цви. Слева шеренгой стоят типичные
представители брутализма.
 
А справа квартал покрыт "ковровой застройкой" в 60-е годы. Проект
этой застройки публиковался в архитектурных журналах, претерпел
восторги и критику. Тем не менее, если сейчас кто-то в этом квартале
продает квартиру, то она улетает сразу.
Синагога в середине квартала. Недавно была достроена.
Сзади сохранилась первоначальная синагога в стиле брутализм. Крышей
служит железобетонная арка, опирающаяся на три ножки (по кругу). Из-за
этой конструктивной особенности носит имя синагога-"кипа".
 
 
Углубляемся в ковровую застройку. Внутри застройку пересекают "линии"-
проходы между квартирами. Здесь всегда тень и легкий сквозняк, не жарко.
Детям раздолье, только в мяч им играть запрещают, о чем висит табличка.
В каждой квартире спланировано два маленьких дворика - один при входе,
а второй патио внутри квартиры.
 
Здесь дворик при входе закрыли стеной и крышей (сделали комнату или кладовку).
А здесь скульптор ведет кружки лепки у себя на дому.
 
 
У него дворик открыт.
 
 
Внешняя сторона квартала.
Вид от квартала ковровой застройки на мост (Гешер) и центр абсорбции.
 
Лизка с вернувшимся из Индии ребенком.
 
 
Центр абсорбции (общежитие) рекордной длины 250 метров, тоже в стиле брутализм.
Короткая экскурсия закончилась. Было интересно, но мало!
Я пошла домой через парк. Эти симпатичные глисты раньше стояли на круге
в Рамоте, а сейчас там сделали фонтан, и глистов сослали в парк.
Башни "Офер" - тоже брутализм. Построили их в 90-х годах.
 
Городская скульптура из железобетона. За каждую хрень уплачено
из городского бюджета 40 тысяч шекелей. Вот как надо пилить бюджет!
Школа, в которую ходил ребенок с 1 по 6 класс.
Здесь стиль брутализм изгадили розовым цветом, но это совсем
недавно. При ребенке там все было как надо - голый бетон и
чистота линий.
Теперь для сравнения моя школа. Представляете, какой культурный
шок был у ребенка, когда я его сводила туда на экскурсию?
Прогулка закончилась, было интересно, хотелось бы продолжения.
 
 

 
TopList